28 апреля 2010 г.

Песталоцци vs E-learning

Можно ли заменить классическое обучение дистанционным? Подавляющее большинство экспертов считает, что нет. E-learning отводят поддерживающую роль. Справедливо замечают, что в подобных формах образования нет неформального общения, трудно своевременно контролировать эффективность процесса, нельзя показать что-то на личном примере. Но так ли все однозначно?

Немного истории

Большую часть нашей истории накопленные человечеством знания передавались от учителя к ученику непосредственно. Но с дальнейшим ускорением ритма жизни времени стало катастрофически не хватать. Требования, предъявляемые цивилизацией, как правило, удовлетворяются с помощью новых технологий. Таким образом, получили развитие системы опосредованного обучения, не требующие личного контакта, экономящие время и позволяющие охватить обширную аудиторию. Сначала появление регулярной и доступной почтовой связи инициировало возникновение «корреспондентского обучения» в Европе уже в конце XVIII века. Потом изобретение радио и телевидения не только позволило выпускать обучающие телепередачи и увеличить аудиторию в сотни раз, но и подготовило «трамплин» для качественного скачка. Наконец, в 1969 г. в Великобритании появился первый университет, предоставляющий студентам исключительно дистанционное образование. Началась новая эра внедрения Homo sapiens в информационное поле цивилизации – напрямую.

Сорок лет минуло с момента создания университета, специализирующегося на e-learning, но, по своей сути, оно не далеко ушло от «корреспондентского обучения». Только вместо почтовых станций стали использовать машрутизаторы, а вместо писем – видеокурсы. Объем усваиваемой за единицу времени информации многократно возрос. Но не качество. Посредник в лице учителя был почти полностью исключен. А без него оказалось не только проблематично оценить успешность усвоения материала, но и способность применения его на практике.

Для полной, качественной передачи знаний необходим личный контакт. Поэтому появилась задача: сделать образование максимально интерактивным, при этом, не выводя из виртуального пространства, чтобы не потерять уже достигнутые преимущества в скорости, доступности и удобстве.

Учитель возвращается

Такое стало возможно с появлением технологий и инструментов для видеовстреч-онлайн и совместной работы в режиме реального времени через интернет.

Практических вариантов применения подобных сервисов множество: от дистанционного обучения в образовательных учреждениях до организации внутрикорпоративных систем коучинга. Презентации, тренинги, sales-митинги, совещания – все это не покидая рабочего места. В удобное для всех время. Технологии позволяют одному или нескольким спикерам охватить аудиторию от нескольких человек до нескольких тысяч. Где находятся все участники – не имеет ни малейшего значения. Главное – доступ в интернет. Кроме того, как правило, ведется запись мероприятий. Фактически, в распоряжении заказчика оказывается готовый медийный продукт. Который он может использовать на свое усмотрение в дальнейшем: как презентационный материал, как учебный курс.

Данный инструмент доступен даже самым незначительным игрокам рынка. Его обслуживание обходится гораздо дешевле, чем традиционные системы дистанционного образования. При этом эффективность лекторов и подобранного материала видна сразу. Если большая часть участников находит лекции скучными и неполезными, то у них всегда есть возможность сразу же об этом заявить. Соответственно, не требуется ждать окончания целого курса, чтобы оценить профессионализм приглашенных специалистов. Можно своевременно отреагировать и подкорректировать образовательный процесс. Кроме того, интерактивность образовательного процесса значительно повышает его качество. Ученики могут задавать дополнительные вопросы, уточнять то, что не поняли. Усваивать знания на личном примере учителя. То есть все очень приближено к жизни.

***

Фактически, современные технологии уже сегодня воссоздают «классический» образовательный процесс. Виртуальную аудиторию – с преподавателем, транслирующим знания на личном примере, с возможностью задавать уточняющие вопросы, с механизмом проверки усвоения материала. Все, как в жизни, но с преимуществами виртуального пространства. Объективно у e-learning есть все преимущества. Но нет широкой целевой аудитории. Люди «не успевают» за прогрессом. Их мышление аналоговое, а не цифровое, не сетевое. Но если тенденции сохраняться, полномасштабный «переход на цифру» – вопрос времени.

© COMDI встречи-онлайн



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мы признательны Вам за указание Вашего имени и отчества, чтобы наше общение было уважительным друг к другу.